Печать

Сибирские татары - страницы истории

Автор: IslamSib.RU Дата: .

sib-tatar a1baeВ 1897 г. в Санкт-Петербурге в типографии П. Сойкина вышла книги Тимофея Догуревича «Свет Азии…». Перед автором стояла задача – проследить ход просвещения инородцев Сибири, охарактеризовать их религиозные верования, быт, обычаи и традиции.

Сибирские татары занимаются различными промыслами. Так, многие из них обрабатывают землю. Во время полевых работ в татарских селениях

 Можно видеть только старухи детей, неспособных к работе; остальные же работают на сенокосе или на пашне. Вторым промыслом татар служит скотоводство. Они разводят

Лошадей, коров, овец. В связи с разведением лошадей находится извозчичий промысел. Редкий из татар, живущих по большим трактам, не занимается извозом. Но наиболее любимый промысел их – торговля. Предметом ее служат: бумажные и шерстяные простыни, шелковые материи, чай, фрукты, шерсть, кожа, сало и т.п. Все это татары сбывают или на ярмарках, или из своих лавок, находящихся во многих городах Сибири.

Оседлые татары живут в избах, иногда довольно приличных. Что же касается полукочевых, то они в зимнее время скрываются в деревянных хижинах с земляной крышей, а на лето ставят войлочные или берестовые крыши <…>

Одежда татар состоит из бешмета и халата, а зимою – из овчинной шкуры; на бритую голову надевается аракчин, а сверх него – суконная шапка или войлочный колпак с завороченною кверху заднею частью. Татарские женщины особенно любят наряды. Их шапки и халаты бывают обшиты позументом. На концах кос навешиваются металлические украшения, состоящие преимущественно из монет. В ушах татарки носят серьги, на шее – ожерелья, на руках – браслеты.

Пищей татар служит конина, говядина, баранина, рыба, хлеб, овощи и молочные продукты. Мясо и рыбу варят с крупой или жарят на вертеле. Любимым напитком татар является кирпичный чай, разбавляемый молоком. Сахар не составляет необходимой принадлежности к чаю и употребляется только зажиточными татарами <…>

Большая часть татар исповедует магометанскую веру почти в каждом более или менее многолюдном селении находится мечеть; кроме того, имеется школа, где мальчики обучаются грамоте и знакомятся с учением Корана <…>

Рождение ребенка празднуется иногда у татар, особенно у зверопромышленников, выстрелами, чтобы новорожденный был хорошим стрелком. Новорожденному дается первое попавшееся имя – животного, человека, даже какой-нибудь вещи, так что у татар есть, напр., такие имена: «червь», «запас», «казак» (русский), «молокан… и т.п.

Покойника татары обмывают, одевают в лучшее платье и затем кладут в гроб, выполненный из колоды; сюда же кладут табак, вино и вообще все любимые вещи покойника. После этого, гроб ставят в сани, крепко привязывают и быстро везут на место погребения. Могилу обычно начинают копать после того, как покойника привезут на кладбище. Над могилой колют его любимую лошадь. Когда покойника зароют, начинаются поминки… они бывают на девятый, сороковой день, чрез полгода и год после смерти.

Знаете ли вы…

            ***

По распоряжению царя Михаила Федоровича Романова  в 1618 году «на Верхней Томи томскими служилыми людьми под руководством татарского головы Осипа Кокорева, казацкого головы Молчана Лаврова да сына боярского Остафея Харламова» был поставлен Кузнецкий военный острог, через который проходила новая Кузнецкая линия от Бийской крепости до Саянского острога (на Енисее). Свое имя он получил от местного народа, который русские называли «кузнецкими татарами» за умение выплавлять железо и изготовлять из него различные изделия. Известный исследователь Сибири Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири», первом в истории научном труде по истории края, писал о закладке Кузнецкого острога: «...По учинении к тому приготовлений в 1618 году построен оный на правом берегу реки Томи, против устья реки Кондомы. Скоро после того сделан он городом, который известен под именем Кузнецка, и приписан к нему довольный уезд, и воеводы оного не зависели от Томска, но из Москвы присылаемы были».

***

Автором одной из первых, известной нам грамматики татарского языка, которая была закончена им в 1789 г. и издана в 1801 г. в Санкт-Петербурге был православный священник Иосиф Гиганов (1764-1800). Он служил иереем кафедрального Софийско-Успенского собора, вел класс татарского языка в Тобольской духовной семинарии, а так же учительствовал в Тобольском главном народном училище, где обучал воспитанников татарскому языку. Научные труды Гиганова пользовались большой популярностью среди представителей интеллигенции из сибирских татар и бухарцев, а также мусульманского духовенства из Тобольска и других городов Сибири и даже отправили благодарственное послание императору Александру I.

Газета "PRO Ислам"

Психологическая помощь для мусульман

Smile Luxe