Что такое маджлис и как себя на нем вести
Жизнь каждого человека тесно переплетается с судьбами других людей, человек стремится к постоянному контакту с себе подобными. Российским мусульманам достаточно трудно найти единомышленников в Российском государстве. Следовательно, маджлисы приобретают для них особое значение.
Маджлис – место сидения; место заседания; помещение для занятий (в мечети, медресе и т. п.) Верующему необходимо знать, как правильно, по законам шариата, посещать мусульманские собрания, как выбирать себе надежного и настоящего друга.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Человек придерживается таких же обычаев, как и тот, кого он любит, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он водит дружбу!» Человек должен стремиться обладать теми качествами, которые внушали бы желание дружить с ним, истинный друг разумен, благонравен, не является нечестивцем и не стремится только к мирским благам.
Человек обычно общается с теми, благодаря кому он может получить пользу в мирских делах, и с теми, кто помогает достичь мира вечного. Дружба с человеком, жаждущим только мирских благ, является губительным ядом, ибо человек всегда стремится к подражанию, и незаметно для себя перенимает качества того, с кем общается. А поэтому такая дружба может пробудить в человеке алчность. Вот почему лучше иметь другом человека, обладающего знаниями, бескорыстного и честного мудреца.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерегал: «Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он может либо подарить тебе что-то из своего товара, либо ты купишь что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». Хорошие друзья ведут человека к вершине, плохие способствуют его падению. Благодаря хорошим друзьям можно получить полезные знания и достойные нравственные качества, начать совершать праведные дела. Дурное окружение лишает человека всего этого.
Аллах Всевышний сказал: «В тот день, когда станет кусать себе руки несправедливый, восклицая: ”О, если бы избрал я путь вместе с Посланником! О, горе мне! О, если бы не брал я себе в друзья такого-то! Он увел меня от Поминания (имеется в виду Коран) после того, как оно пришло ко мне!”. Шайтан всегда оставляет человека без помощи» (сура «Различение», 27-29).
Для молитвы, не выполненной своевременно, существует замена – «каза». Для беседы же замены нет, и пользу, какая могла бы быть извлечена из посещения хорошего собрания, потом никак нельзя наверстать. А потому истинно верующий старается посещать собрания мусульман. Если на собрании все делается сообразно с постановлениями шариата, то всякому присутствующему надлежит присоединиться к такому обществу и в словах, и в действиях, не следует избегать его.
Важно искреннее желание присутствовать на собрании. Перед собранием необходимо совершить омовение, предварительно очистив одежду, надушив ее и свое тело, дабы не было неприятных запахов. При входе в дом нужно сказать: «Ас-саляму алейкум!». Во время собрания следует вести себя прилично и сидеть почтительно, наблюдать, чтобы никому не было тесно.
Вежливый человек старается услужить всем присутствующим, но сам не будет затруднять присутствующих, прося услужить себе. Во время собрания не следует отвлекаться и дремать. Нужно остерегаться произносить неприличные слова и стараться не проявлять дурные стороны своего характера. При чихании следует производить как можно меньше шума и прикрывать рот ладонью. Нельзя садиться между двух сидящих рядом людей без их разрешения. Очень важно непрестанно вспоминать о Боге и славословить Пророка.
Если на собрании присутствует высокопоставленное лицо, то присутствующие обращают к нему свои взоры, относятся к нему соответственно его рангу и положению. Людей преклонного возраста следует почитать, как отца и стараться им услужить. С ровесниками лучше обращаться вежливо и почтительно, к младшим относиться со снисхождением. С друзьями и малознакомыми следует обходиться внимательно и доброжелательно.
Во время собрания неприлично пытаться выделиться среди остальных и стараться выказать степень своего духовного совершенства. Не следует в разговоре сильно льстить собеседнику, если же кто-то ведет льстивые речи, то тот, к кому они относятся, должен прочесть молитву: «Боже, направь меня ко благу, сделай меня таким хорошим, каким меня считают люди. Прости мне мои грехи так, чтобы они не знали. Не осуди меня за мои прегрешения, как способны осудить меня люди, ибо они незнающие. Ты же всеведущий».
Не нужно позволять себе много шутить с присутствующими. Воспитанный человек не будет никого осуждать в его отсутствие, не будет и слушать, когда кто-то дурно отзывается об отсутствующем, это грешно. Следует умалчивать о недостатках своего брата, ничего не говоря об этом не только языком, но и сердцем. Даже думать плохо о ком-то грешно, ибо дурные мысли есть хула сердца, а это тоже является запретным для верующего.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!».
Удерживать вас от подобного должны два обстоятельства:
1. Следует повнимательнее приглядеться к самому себе, и, если вы найдете хоть что-нибудь достойное порицания, то снисходительно отнеситесь и к тому, что вы замечаете за другими людьми. Считайте, что они не в силах справиться со своими недостатками, как и вы не в силах справиться со своими, а потому не придавайте слишком большого значения чужим недостаткам.
2. Знайте, что если вы будете искать людей без пороков и недостатков, то вообще останетесь в одиночестве и никогда не найдете себе друга, ибо таких людей просто нет. Лучше стремиться к тому, чтобы достоинства преобладали над недостатками, а большего нельзя и желать. Благородный верующий всегда помнит о достоинствах своих близких. Презренный лицемер же вечно присматривается к недостаткам других людей. Сообщается, что Ибн аль-Мубарак сказал: «Верующий старается найти извинения, а лицемер выискивает ошибки». Аль-Фудайл сказал: «Доблесть заключается в умении прощать ошибки братьев».
Дурной отзыв об отсутствующем человеке дозволен в следующих случаях:
1. Когда потерпевший приносит начальнику или царю жалобу на своего обидчика.
2. Про человека, постоянно занимающегося дурными делами, можно сообщить человеку, в чьей власти наказать виновного.
3. Можно сообщить служителю закона о понесенной обиде, или понесенном ущербе, чтобы узнать, какое наказание по шариату заслужил виновный.
4. Можно открыть дурные дела кого-то, чтобы предостеречь других мусульман от подражания этому человеку.
5. Человека, занимающегося дурными делами, можно осудить и в его отсутствие.
Если во время собрания можно заняться чтением книги, или благочестивым разговором о вере, то лучше всего так и поступить. Если же такой возможности нет, то следует заняться каким-либо другим хорошим делом. Невежливо перебивать говорящего, необходимо дождаться конца начатой речи и тогда уже самому начинать говорить. Не нужно говорить слишком протяжно, или искусственно подбирать выражения, чтобы похвастаться своим красноречием. Каждый присутствующий должен говорить только о том, что его касается. Говорить о богословских предметах, не зная хорошо этой науки, сеть грех многобожия. Сидя, надо сохранять приличную позу. Если кто-нибудь выходит или входит, всем остальным следует подняться со своих мест. Если во время собрания кто-либо из присутствующих получит приношение, то следует поделиться с остальными. Если один из присутствующих сознается в противозаконном поступке, то остальные должны постараться привести его к раскаянию. Если же кто-то выскажет намерение совершить дурной поступок, то присутствующие обязаны удержать его. Наставления хорошо знающих законы Ислама людей, следует выслушивать со вниманием и усваивать со всем сердцем.
С присутствующими не следует ссориться. Каждый верующий должен знать, что мусульманин не может сердиться на своего единоверца более трех дней. Лучшим из двоих будет тот, кто первым поприветствует другого при встрече после ссоры. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Чего бы ни касалось дело, Посланник Аллаха не мстил за себя лично, если только не нарушались запреты Аллаха, когда же это случалось, он мстил за Аллаха». А в одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха сказал: «…Аллах не добавляет человеку за прощение ничего, кроме славы».
Но если поссорится отец с детьми, учитель с учениками, муж с женой и т. п., то нет греха в том, что ссора продлится дольше трех дней, на этот случай нет определенного срока.
Нельзя забывать и о том, что нужно избегать посещения собраний, на которых совершаются запрещенные Исламом действия. Если же человек оказался на собрании, где слишком много шутили и шумели, то ему лучше покинуть его, перед этим помянув Аллаха, тогда ему простится присутствие на этом собрании.
Человеку, находящемуся на собрании, неприлично с кем-то говорить по секрету, или говорить на языке, который не всем понятен. Если же двое хотят поговорить друг с другом наедине, им лучше отойти в сторону, а всем остальным не следует приближаться к разговаривающим, или стараться подслушать, что они говорят между собою.
В конце собрания желательно произнести: «С восторгом вспоминаю я имя Твое, о Боже, со славословием исповедую, что кроме Тебя нет другого Бога. Каюсь Тебе, прости мои прегрешения и будь милостив к Мухаммаду и другим Твоим посланникам». А потом сказать строки из Корана: «Хвала Господу твоему, Господу славы, не имеющему того, что приписывают ему! Мир посланникам Его! Слава Богу, Господу миров!» (сура «Стоящие в ряд», аяты 37-180, 181, 182).