Печать

Путь верующего – васатыйя, как противоядие радикализму

Автор: IslamSib.RU Дата: .

krasnoyarsk-mosque-tolpaСегодня в исламском мире все большую популярность приобретает движение, которое носит название “васатыйя” – умеренность или срединный путь. Во многих странах исламского мира и в России все больше становится сторонников этого движения. В Священном Коране и сунне Пророка Мухаммада, мир ему, много подтверждений правильности политики умеренности, непосредственности и предостережения от любых форм крайности и радикализма.

«И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» (сура «Корова», аят143). В данном аяте Всевышний Создатель доводит до сведения мусульман, что они, по мудрости Аллаха, созданы умеренной, срединной общиной, которая в силу своего положения могла бы выступать посредником в деле объединения вокруг общих идеалов добра и человеческих ценностей. Существует один немаловажный момент: для того, чтобы выступить посредником и свидетелем для других больших групп и человеческих масс, мусульмане должны реально, а не номинально стать срединной общиной, то есть самой отдалиться от всякого рода крайностей и призывать к этому других.

«О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя и против самих себя, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный – Аллах ближе всех к обоим. Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите или уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (сура «Женщины», аят 135).

Что значит быть свидетелем перед Аллахом? А значит это быть искренним, объективным, непредвзятым, справедливым, даже в ущерб себе («…хотя и против самих себя…»). Для того, чтобы добиться умеренности и справедливости, каждому верующему необходимо начинать с себя самого, внутри себя надо найти такую точку, такой путь саморазвития и совершенствования, который послужит становлению такой личности, о сущности которой говорится во всех священных писаниях: Торе, Библии и Коране, и эта личность - воплощение определенных идеалов справедливости, сострадания, совершения благодеяния в различных проявлениях и формах.

В мире людей по причине кровного или духовного родства, и тем более по отношению к родителям, в спорных и конфликтных ситуациях, как правило, большинство детей Адама принимают сторону близких людей, независимо от того правы они или нет, справедливы они или же они сами и есть притеснители. После того, как человек нашел гармонию мира и справедливости в себе самом, нужно научиться поступать так и по отношению к своим близким («…хотя и против… родителей или близких…»). В аяте можно проследить четкое развитие идеи срединности и справедливости сначала к себе, затем к семье и близким и уже после этого по отношению к своему обществу.

В различных группах человеческого сообщества сложились определенные стереотипы отношений к людям разных статусов и социального положения. Если говорят о бедных, то, как правило, им сострадают, защищают их права, проявляют по отношению к ним милосердие. А если дело касается богатых, то им льстят и прислушиваются к их мнению («…будь то богатый или бедный…»).

Проявлять заботу о бедных, не всегда означает помогать им или проявлять милосердие, но проявление справедливости и есть наиглавнейшее, ибо любой нарушитель должен ответить для восстановления справедливости вне зависимости от статуса или богатства. «…Аллах ближе всех к обоим…», не мы, и не наши чувства и симпатии, но справедливость Аллаха и Его руководство.

«…Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости…». Каждый человек имеет свой, личный взгляд на мир, свое мировоззрение, свое понимание того, что происходит. Здесь предпочтения в пище, одежде, политике, спорте и многом другом. Это многообразие делает палитру человеческого сообщества более прекрасным и неповторимым, но в то же время следует понимать, что иногда, следуя за своими предпочтениями, мы можем потерять чувство равновесия, объективности и справедливости, как это бывает у футбольных фанатов, сторонников разных движений в политике, идеологии и религии в том числе. До определенного момента наши предпочтения и отстаивание собственных идей, несомненно, делает нас людьми в полном смысле этого слова, но пересечение этой невидимой грани может стать предметом раскола, притеснения и даже уничтожения. Тому много примеров и в наши дни: Сирия, Ливия, Мьянма и другие.

Современные научные исследования показывают, что мир существует в гармонии и взаимосвязи различных систем между собой. В Коране есть аяты, повествующие о том, что мир, как и все, что нас окружает, сотворено в гармонии, взвешено и соразмерено. В природе есть явления, которые основываются на принципе «золотой середины». Вода, которую Аллах низвел с небес, несет в себе жизнь, помогает всему живому, без которой само существование жизни невозможно, бывает твердой в виде льда, газообразной в виде пара, но более всего она живительна в жидком состоянии. Огонь, дающий человеку жизненное тепло, помогающий готовить пищу, добывать металлы, передвигаться, он же, если приблизиться слишком близко, обжигает и убивает. Так и в каждом человеке есть начало огня и воды. Огонь – это страсти, чувства людей, эмоции, которые значительно отличают нас от животных, но в то же время в порывах страстей и чувств заставляют терять рассудок и совершать поступки, о которых в последствии приходится сожалеть. Вода - это символ спокойствия и безмятежности, плавности и стабильности, но, отдаваясь чувствам спокойствия и забвения, также можно впасть в крайность бездействия и самоуспокоения. Только во взаимосвязи, взаимодополнении, взаимопроникновении есть путь жизни и развития.

Вода и огонь также в определенной степени являются символами Ада и Рая, где вода, как и Рай, дает спокойствие и умиротворение, тогда как Ад - это гнев, боль, страдание и насилие.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Поистине, когда появится Антихрист (Даджаль), будут с ним вода и огонь, и то что будет представляться людям водой, (на самом деле окажется) жгучим огнем, а то, что будет представляться им огнем, (на самом деле окажется) прохладной и приятной водой, и пусть тот из вас, кто доживет до этого, бросается в то, что покажется ему огнем, (так как на самом деле) это будет сладкой и приятной водой» (Аль-Бухари, Муслим).

В некоторых странах борясь за права человека, «доборолись» до того, что разрешили и узаконили однополые браки, разрешили этим однополым семьям усыновлять детей, тогда как во всех монотеистических религиях - это тяжкий грех, приводящий к разврату и исчезновению общества, как это уже бывало в прошлом (исчезнувший народ пророка Лута). Мы слышим призывы к демократии и гражданским ценностям, но вместе с этим видим как, прикрываясь этими самыми призывами, убивают малолетних детей, женщин и стариков. Каждому из людей надо научиться отличать ложь от истины, найти равновесие и срединность в себе, помочь своим близким и своему обществу.

Да защитит нас Аллах от зла наших душ, скверных деяний и наставит нас на путь добра истины и справедливости! Аминь!

 

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края,
муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин 

Психологическая помощь для мусульман

Smile Luxe