Печать

Гаяз-хазрат Фаткуллин: Пророк Мухаммад – пример милости и сострадания

Автор: IslamSib.RU Дата: .

fatkullin-gayazПророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не джинн и не ангел. Это человек, рожденный от отца и матери, проживший относительно недолгую жизнь, 63 года, но настолько насыщенную, что событий и переживаний хватило бы на жизни нескольких людей.

 

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – это образец мудрости, терпения, сострадания, неприхотливости, но вместе с этим доблести, достоинства и благородства. О жизни этого, во всех смыслах благородного, человека написано много книг, ибо его дело не умерло, живет и развивается, а его последователи продолжают служение своему Господу и ищут пути к Его милости и расположению.

 

Прежде чем заниматься торговлей посланник Аллаха, мир ему, пас овец. Это занятие у арабов не было заурядным делом, им занимались дети из богатых и знатных семей. Это было дело, которым занимались пророки, и благодаря которому Всевышний Аллах, прежде чем доверить им дело пророчества, давал возможность приобрести ряд, необходимых для руководителя (предводителя), организаторских способностей.

 

Однажды Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Каждый пророк, посланный Всевышним Аллахом, непременно пас овец!» Тогда сахабы спросили у него: «О, Посланник Аллаха! И ты тоже пас овец?» Пророк ответил: «Да, я пас овец мекканцев за плату» (Бухари, ибн Маджа).

 

Также Посланник Аллаха сказал: «Один из добродетельных способов добывания средств к существованию – это труд чабана, пасущего своих овец на вершинах гор или в долине. Этот человек совершает намаз, платит закят и до самой своей смерти поклоняется Господу, творит добро для людей!» ( Муслим, ибн Маджа).

 

У людей, работающих пастухами, появляются степенность (неторопливость), чувство сострадания и милосердия. Желание сохранить и уберечь овец от хищных животных и этим развивает у человека терпение, чувство покровительства и инстинкт защитника.

 

Мы видим данные качества, воплощенные в жизни Посланника Аллаха, мир ему, и один из примеров это освобождение Зейда ибн Хариса и его усыновление Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Зейд ибн Харис в восьмилетнем возрасте был выкран с целью продажи его в качестве раба. Хаким ибн Хизам выкупил его для своей тети Хадиджи (супруга Посланника Аллаха, мир ему). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидев Зейда, сказал: «Если бы этот раб был моим, то я немедленно освободил его» ( Ибн Сад).

 

Отец Зейда, обеспокоенный исчезновением сына, искал его, прилагая все усилия. Узнав от паломников, что Зейд находится в Мекке, он немедленно поехал туда со своим братом и пришел к посланнику Аллаха, мир ему, предлагая выкуп за Зейда, они пожелали, чтобы Пророк был гуманен и справедлив в вопросе, касающемся цены выкупа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: «Возможен ли другой путь разрешения данного вопроса?» Когда у него спросили, в чем он заключается, наш Пророк, мир ему, сказал: «Позовите его и позвольте ему сделать свой выбор. Если он выберет вас, то вам не нужно будет платить за него никакого выкупа. Если же он предпочтет остаться у меня, то я клянусь Аллахом в том, что не отдам никому того, кто хочет остаться у меня!»

 

Отец Зейда и его дядя, выразив удовлетворение, сказали: «Ты поступаешь по отношению к нам очень гуманно, любезно и благосклонно!» Зейд воскликнул: «Клянусь Аллахом! О Амин! Я не предпочту тебе никого! Ты для меня и отец и мать! Я останусь только с тобой!» А в ответ на упреки отца и дяди, Зейд сказал им так: «Я столько видел добра от этого человека, что не предпочту ему кого бы то ни было. Я никогда не расстанусь с ним!»

 

Пророк, мир ему, увидев преданность Зейда, взял его за руку и привел к Каабе, где, произнеся следующие слова, сделал его своим приемным сыном: «О, люди! Станьте свидетелями того, что Зейд мой сын и мой наследник». (С этого дня его стали называть Зейд ибн Мухаммад. Так продолжалось до того, как пришли 5-й и 40-й аяты суры «Ахзиб», в которых институт усыновления был упразднен).

 

Отец и дядя Зейда, увидев эту картину, с легким сердцем вернулись к себе не родину.

 

Передал брат Зейда Джабаля ибн Хариса, придя к Пророку, мир ему, я сказал: «О посланник Аллаха! Отпусти Зейда со мной». Он ответил мне: «Вот он и сам здесь! Если он уедет с тобой, то я не стану препятствовать!» На это Зейд сказал: «О посланник Аллаха! Я тебе не предпочту никого!» «Позднее я увидел и понял, что позиция и точка зрения Зейда были гораздо вернее, разумнее и предусмотрительнее, чем моя!» (Тирмизи).

 

В последнее время в СМИ появляется много информации об усыновлении детей-сирот и это, безусловно, благородное и достойное дело, но вместе с этим известна и другая статистика, которая показывает как много детей приемные родители возвращают обратно в детские дома, нанося тем самым еще большие душевные раны детям, и без того обделенных родительским теплом и заботой. И еще хуже, когда приемные родители вместо защиты, ухода и любви к приемным детям, издеваются, калечат и убивают ни в чем не повинные создания. Право усыновления и опекунства накладывают также и обязанности, о которых, к сожалению, люди не задумываются, а столкнувшись с ними, поступают бесчеловечно и вероломно.

 

Известно также, что Пророк, мир ему, принял в свою семью двоюродного брата Али, взяв на себя заботу о нем. Материальное положение в семье Абу Талиба было тяжелое, а количество домочадцев многочисленным. Наш Пророк, мир ему, придя к другому своему дяде Аббасу, сказал: «Дядюшка! Тебе известно, что семья твоего брата Абу Талиба очень большая. Они бъются в тисках нужды и голода. Давай пойдем вместе к Абу Талибу и поговорим с ним. Одного из его сыновей я возьму к себе. И ты возьми к себе кого-нибудь из его сыновей на воспитание. Облегчи хотя бы немного его ношу!»

 

Аббас принял это благородное предложение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они вдвоем направились в дом Абу Талиба. Тот ответил им: «Оставьте Акиля мне и можете выбирать из остальных кого пожелаете!»

 

Тогда Мухаммад, мир ему, взял к себе на воспитание Али, а его дядя Аббас – Джафара. Так Али воспитывался в семье Пророка, мир ему, и жил рядом с ним до тех пор, пока нашему Пророку пришла благословенная и тяжелая миссия пророчества.

 

В настоящее время в России огромная армия сирот, не только детей, но и стариков. И происходит это сиротство из жадности, алчности, стремления к богатству любой ценой, страхом перед бедностью и многим другим. Миллионы детей при живых родителях растут без отцовской и материнской любви, без родительской заботы и доброты. Как человек, лишенный тепла, доброты и любви сможет передать это своим детям и обществу?

 

Если мы хотим видеть будущее наших детей и нашего общества светлым, мы должны сделать максимум, чтобы они не вырастали в зависти, злобе или ненависти из-за отсутствия нормального, достойного детства и жизни, и если хотим самим себе достойной старости, то должны жизнь стариков сделать комфортной и достойной настолько, насколько сможем.

 

Очень неубедительно звучат слова тех, кто говорит, что в нашей стране есть вера в Бога и много верующих людей. Мы своими глазами видим тысячи брошенных детей и притесненных стариков. Вера в Бога, брошенные дети и старики не совместимы между собой.

 

Если мы хотим добра себе, близким и всему обществу, то не надо многого, нужно просто быть человеком, жить не только для себя, быть ближе к идеалу, примеру для всех - пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Он пример нежности, сострадания и ласкового обхождения в семье, пример доброго отношения к слабым, обездоленным людям, пример снисходительности и прощения виновных и тех, кто совершил проступки.

 

Тем, кому Аллах дал богатство и власть, нужно вспомнить мудрость и скромность Пророка, мир ему. Тем, кто слаб и беспомощен, необходимо задуматься о жизни Мухаммада, мир ему, в Мекке под гнетом грабителей и безбожников. Тем, кто стоит перед выбором между справедливостью и выгодой, нужно вспомнить Посланника Аллаза, мир ему, который объявил угнетателям о справедливости и призвал их на путь истины!

 

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников до судного дня!

 

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин

Психологическая помощь для мусульман

Smile Luxe